Очень часто строительные объекты сталкиваются с такой проблемой как неорганизованная поставка стройматериалов, их переизбыток или нехватка. Происходит это по многим причинам, среди самых распространённых можно отметить такие, как непрофессиональное планирование работы, слабая дисциплина, трудности в согласовании складских ресурсов с экономической составляющей. Некоторые строительные компании пользуются в своей работе программным обеспечением по учёту строительных материалов, которые предназначены для складской службы или для бухгалтерии.
Учитывать специфику работы строительного объекта такая программа не может. Она в первую очередь ориентирована на торговлю. Конечно, эти программы во многом могут оптимизировать работу, но и трудности создают не меньшие. Например, закупка ненужного материала, отсюда вытекают и нецелевые затраты, или же приобретение материала по завышенным ценам. Проблемы на этом не заканчиваются. Как следствие, происходит затоваривание склада, простой в работе из-за отсутствия нужного материала, «замораживание» денежных средств.
Такие явления для строительного предприятия могут быть губительны, закупка не того материала или простой в работе обходятся очень дорого. Поэтому строительные компании работают «с колёс». Они считают это очень удобным решением проблемы. Но они ошибаются. Вести учёт материалов в строительстве возможно. Более того, это позволит оптимизировать работу, не загружать склады, исключить простои и авралы. Не спорю, придётся решить для этого некоторые организационные вопросы, заменить программное обеспечение, учесть массу нюансов в работе строительства, бухгалтерии и складской службы. Например, смета попадает на склад. Сведения ПТО о сроке выполнения работы или о стадии произведённой работы, складская служба не принимает во внимание.
А значит, она не сможет организовать бесперебойную работу строительного объекта, если не будет учитывать, какой именно материал требуется на данном этапе работы в первую очередь, какой стройматериал необходимо закупить сию минуту, а какой может подождать. Снабженец не будет учитывать, какой объём материала потребуется прорабу сегодня, а какой завтра. Отсюда и происходит неорганизованность служб. Прорабу поставят полный объём кирпича, а он использует в работе на данном этапе только часть, вторая же часть, в ожидании своей очереди, будет лежать на складе или же вообще на стройплощадке как бесхозный элемент.
Однако чёткое планирование работы на стройплощадке возможно, и доказательством тому является зарубежный опыт. Так, в Японии, ещё в 20 веке наши соотечественники смогли наблюдать за безупречной работой строительного объекта, когда необходимые стройматериалы доставлялись на объект в нужный срок и в необходимом объёме. И этот нужный срок соблюдался вплоть до часа (а не сегодня-завтра, как принято у нас в России). И объём требуемого в данный момент материала был рассчитан так, чтобы не оставалось на стройплощадке никаких излишков.
Кстати, при такой работе у японцев не было никакой нужды в складских помещениях. Что и говорить, организация труда и учёт стройматериала, как показал чужой опыт, могут быть на высшем уровне. Но возможно ли такое в России? У нас менталитет особый, в неорганизованности и в «мутной воде» некоторые бизнесмены чувствуют себя намного комфортней. Но всё-таки, если руководство строительной компании возьмёт курс на оптимизацию работы стройобъекта, то в первую очередь оно обяжет сотрудников работать в специализированной программе для полноценного управленческого учёта. Это позволит свести на нет незапланированные покупки, исключить всякого рода издержки и избежать нецелевого использования денежных средств.
Так, постепенно, бизнес-процессы в строительстве начнут автоматизироваться. И происходить это будет не только с такими службами, как управление складскими запасами, контроль за движением денежных средств или организация ремонта оборудования. Эти службы и раньше поддавались учёту и контролю «чужими» программами, не предназначенными для строительства. В первую очередь оптимизация процесса строительства начнётся с учёта договоров. А так как все процессы в строительстве взаимосвязаны, то вслед за договорами начнут фиксироваться и остальные составляющие: планирование, смета, учёт стройматериала и т.д.